Петергоф

     Петергоф  расположен на южном берегу Финского залива в 29
километрах от Санкт-Петербурга . Его парки занимают около 1000
гектаров, они протянулись более чем на 10 километров вдоль бе-
рега залива от Стрельны до Старого Петергофа.                 
     Ансамбль, возникший в начале XVIII века на берегу Финско-
го залива, является  своеобразным  памятником  в честь победо-
носного завершения Северной войны и выхода России к Балтийско-
му морю.                                                      
     Освоение местности началось в 1704 году , когда в связи с
постройкой на отмели вблизи  острова Котлин крепости  Кроншлот
на южном берегу залива возле маленькой деревушки  была  соору-
жена пристань  и  построен "попутный домик" Петра I для отдыха
на пути из Петербурга в Кроншлот, а позднее и в крепость Крон-
штадт, которая строилась на острове Котлин. Местность эту наз-
вали Питергоф , что в переводе с голландского означает "Петров
двор" , а в 40-х годах XVIII века  произношение изменилось  на
немецкий лад - Петергоф. В 1714 году на высокой береговой тер-
расе был заложен дворец (так называемые верхние палаты) , а за
дворцом создан Верхний сад.                                   
     Тогда же началось  сооружение каскада фонтанов и морского
канала . Система снабжения фонтанов водой в Петергофе уникаль-
на . В 20 километрах  от города находятся  Ропшинские высоты ,
поднимающиеся над  уровнем моря на 100 метров , на их северном
склоне не бьют  многочисленные ключи . В 1721 году  по проекту
талантливого русского инженера-гидравлика В. Туволкова был со-
оружен водовод , принцип действия  которого основан  на законе
сообщающихся сосудов . От Ропшинских высот до Петергофа проло-
жили канал , вырыли пруды-водохранилища , сделали шлюзы. В по-
следующие два столетия  фонтанная система Петергофа  совершен-
ствовалась, но основной принцип ее действия остался прежним.  
     На нижней террасе одновременно с дворцом создавался парк,
получивший название Нижнего.                                  
     Замысел ансамбля  принадлежит Петру I , возможно , первый
проект  разрабатывал  знаменитый архитектор  А. Шлютер . Стро-
ительство  Верхних палат велось под руководством  архитекторов
Ж.-Б. Леблона, И. Ф. Браунштейна, а затем Н. Микетти.         
     15 августа  1723 года  состоялось  торжественное открытие
царской резиденции . К этому времени сложились почти  все эле-
менты композиции Верхнего сада и Нижнего парка, были построены
Верхние палаты (Большой дворец) , Большой каскад , дворец Мон-
плезир, сооружена водоводная система фонтанов.                
     Большой дворец , развернутый по фасаду  почти на 300 мет-
ров, является архитектурной доминантой  центральной части  пе-
тергофского ансамбля. История создания  Большого дворца насчи-
тывает несколько этапов. Автор первоначального проекта , в ос-
нове которого лежали  рисунки Петра I , неизвестен . С 1714 по
1716 год работы велись под руководством И. Браунштейна. С 1716
года строительство было поручено  Ж.-Б. Леблону . После смерти
Леблона  в 1719 году отделку  внутренних помещений дворца про-
должил И. Браунштейн.                                         
     В середине  XVIII века по проекту  архитектора Ф.-Б. Рас-
трелли  расширили  Большой  Петергофский дворец  (В  1747-1755
Ф.-Б. Растрелли повысил на один этаж центральный объем здания,
по обе  стороны от него возвел одноэтажные галереи , завершив-
шиеся двумя корпусами : с запада - Гербовым , с востока - Цер-
ковным.) , оформили его фасады в стиле барокко , возвели мону-
ментальную  ограду Верхнего сада . Дворец стал  композиционным
центром  великолепного ансамбля , которому принесли  всемирную
известность фонтаны Нижнего парка.                            
     Парадные залы дворца украшает коллекция живописи , состо-
ящая из 368 портретов работы П. Ротари и его учеников, 12 кар-
тин Ф. Гаккерта, изображающих победу русского флота  в Чесмен-
ской бухте , картин Р. Пэтона , посвященных  победам  русского
флота в русско-турецкой войне 1768-1774 годов.                
     На крутом  склоне перед  дворцом расположен  Большой кас-
кад - самое грандиозное фонтанное сооружение в мире. Здесь од-
новременно бьют 64 фонтана . Большой каскад украшают бронзовые
скульптуры и барельефы , посвященные победам России в Северной
войне . Он создавалсь в 1715 - 1723 годах крупнейшими архитек-
торами того времени - Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти, М. Г. Земцо-
вым.                                                          
     В начале  XIX века свинцовую скульптуру  Большого каскада
заменили бронзовой , которую выполнили талантливые скульпторы:
М. Козловский, Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Ф. Гордеев, И. Мартос , Ж.
Рашшет , И. Прокофьев. Бронзовые  скульптуры были позолочены .
Именно тогда в основном завершилось  формирование облика Боль-
шого каскада.                                                 
     В центре бассейна - знаменитая  скульптурная группа "Сам-
сон , разрывающий пасть льва" , символизирующая  победу России
над Швецией. У основания каскада - фонтаны "Волхов" и "Нева" .
Они напоминают о выдающемся событии  петровской эпохи - соору-
жении Ладожского канала, который соединил Центральную Россию с
Балтийским морем.                                             
     На площади перед Большим каскадом - две галереи , так на-
зываемые Воронихинские колоннады, построеные в начале XIX века
по проекту А. Н. Воронихина . В 1853-1854 годах колоннады были
облицованы каррарским мрамором по проекту А. Штакеншнейдера.  
     По обе стороны бассейна расположены "Большие цветники", в
центре  которых стоят " Большие фантаны "  или " Чаши " . В их
создании принимали участие фонтанные мастера, итальянцы братья
Джиованни  и  Джулиано Баратини  и француз  П. Суалем (Поэтому
фонтаны в прошлом называли "Итальянским" и "Французким").     
     От "Больших цветников" лучами отходят  четыре аллеи . От-
правившись в восточном  напрвлении , можно выйти к дворцу Мон-
плезир, в западном - к павильону Эрмитаж.                     
     Дворец Монплезир (1714-1723 года , архитектор А. Шлютер ,
И. Браунштейн) - интереснейший памятник архитектуры петровско-
го времени. Построенный на самом берегу залива, овеваемый мор-
скими ветрами , он был символом утверждения России  на берегах
Балтики.                                                      
     Монплезир стал первой картинной галлереей в России: здесь
находилась  купленная  Петром I  большая коллекция картин гол-
ландских и фламандских художников XVII - начала XVIII века.   
     С южной стороны дворца расположен Монплезирский сад с яр-
кими узорчатыми цветниками, фонтанами и скульптурой . На скре-
щении аллей - фонтан "Сноп". В центре каждого из четырех цвет-
ников - Фонтаны "Колокола" , созданные в 1723 году . Свинцовые
статуи фонтанов в 1817 году были заменены бронзовыми, отлитыми
по моделям известного скульптора И. Мартоса.                  
     От сада  начинается Монплезирская аллея , где в 1884 году
была установлена на гранитном пьедестале бронзовая статуя Пет-
ра I работы  скульптора М. Антокольского . В годы войны  немцы
похитили эту статую . Восстоновили ее в 1956 году по авторской
модели.                                                       
     В восточной части парка, в районе дворца Монплезир, нахо-
дится фонтаны-шутихи - "Зонтик", "Дубок" , "Елочка", созданные
в XVIII веке.                                                 
     Монплезирская аллея приводит к площади с каскадом  драко-
нов ("Шахматная гора") . Каскад состоит из четырех прямоуголь-
ных скатов, раскрашенных подобно шахматной доске , и двух гро-
тов . Массивную дверь  верхнего грота  стерегут  три  крылатых
дракона . По сторонам  каскада  установлены  мраморные  статуи
итальянской работы.                                           
     На площади в 1739 году сооружены два мраморных фонтана по
проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова , которые приняли
за образец знаменитый фонтан перед собором святого Петра в Ри-
ме, отсюда и название фонтанов - "Римские".                   
     Одна из пяти аллей , веером расходящихся  от каскада дра-
конов, приводит к фонтану "Пирамида" . Водяную пирамиду на не-
большой четырехугольной площадке создают более  500 струй раз-
личной высоты . Строительство фонтана началось  в 1721 году по
проекту Н. Микетти и завершилось в 1724 году М. Земцевым.     
     В 1722-1724 годах  по проекту архитектора  И. Браунштейна
при участии  М. Земцова в восточной части парка была сооружена
Большая каменная оранжерея.                                   
     Около оранжереи расположен фруктовый сад , в центре кото-
рого  находится фонтан  "Оранжерейный" ; в середине бассейна -
скульптурная композиция  "Тритон , разрывающий пасть  морского
чудовища" , символизирующая победу русского флота при Гангуте.
Разрушенный в годы войны, фонтан был восстановлен в 1956 году,
причем скульптор А. Гуржий воссоздал  скульптурную группу фон-
тана по рисункам Б.-К. Растрелли.                             
     Композиционным  центром  восточной  части  парка является
фонтан "Адам", установленный на Марлинской аллее, пересекающей
парк параллельно заливу. На этой же аллее симметрично по отно-
шению  к Большому каскаду находится  фонтан "Ева" , являющийся
центром западной части парка. Автором скульптур, выполненных в
1718 году , был мастер Д. Бонацца из Венеции.                 
     От фантана "Ева" по аллее, направленной в сторону залива,
можно выйти  к павильону Эрмитаж (1721-1725 годах , архитектор
И. Браунштейн). Эрмитажи были широко распространены в регуляр-
ных парках  XVIII века . В них устраивались небольшие приемы ,
причем подъемные столы , приводившиеся в движение специальными
механизмами, позволяли обходится без присутствия слуг . Петер-
гофский Эрмитаж - первое подобное сооружение в России.        
     Двухэтажное здание отличается хорошо найденными пропорци-
ями, украшено рустами, пилястрами коринфского ордера , фронто-
ном в центре фасада . Окна  имеют характерную  для петровского
времени мелкую расстекловку. Павильон Эрмитаж окружен глубоким
рвом, через который переброшен мост.                          
     В Эрмитаже экспонируются картины мастеров  XVII-XVIII ве-
ков , а также мебель и предметы декоративно-прикладного искус-
ства.                                                         
     С Эрмитажем композиционно  связан Львинный , или Эрмитаж-
ный , каскад, построенный в 1800 году по проекту А. Н. Ворони-
хина.                                                         
     На берегу пруда в западной части  Нижнего парка находится
дворец Марли - скромное двухэтажное здание  с шатровой кровлей
(архитектор И. Браунштейн, восстановлен в 1955 году по проекту
архитектора Е. Казанской) . Он строился одновременно с Эрмита-
жем.                                                          
     Нижний парк  распланирован  так , что каждому  сооружению
дворцового комплекса соответствуют каскады: Большому Петергоф-
скому дворцу - Большой каскад , Монплезиру - каскад драконов ,
Эрмитажу - Львиный каскад , дворцу Марли - каскад "Золотая го-
ра".                                                          
     Строительство Марлинского каскада (по типу каскада  в ре-
зиденции  французкого короля - Марли) началось  в 1721 году по
проекту Н. Микетти, продолжено М. Земцовым и завершено  в 1732
году . В оформлении ступней каскада  использовались золоченные
медные листы, поэтому он и получил название "золотая гора" . В
1870 году ступени каскада облицевали мрамором , а вместо свин-
цовых статуй  установили привезенные из Италии мраморные копии
с оригиналов античных и итальянских скульпторов.              
     Дворец Марли, расположенный на берегу прямоугольного пру-
да, построен в 1721-1723 годах архитектором И. Браунштейном.  
Сайт создан в системе uCoz