Петергоф расположен на южном берегу Финского залива в 29 километрах от Санкт-Петербурга . Его парки занимают около 1000 гектаров, они протянулись более чем на 10 километров вдоль бе- рега залива от Стрельны до Старого Петергофа. Ансамбль, возникший в начале XVIII века на берегу Финско- го залива, является своеобразным памятником в честь победо- носного завершения Северной войны и выхода России к Балтийско- му морю. Освоение местности началось в 1704 году , когда в связи с постройкой на отмели вблизи острова Котлин крепости Кроншлот на южном берегу залива возле маленькой деревушки была соору- жена пристань и построен "попутный домик" Петра I для отдыха на пути из Петербурга в Кроншлот, а позднее и в крепость Крон- штадт, которая строилась на острове Котлин. Местность эту наз- вали Питергоф , что в переводе с голландского означает "Петров двор" , а в 40-х годах XVIII века произношение изменилось на немецкий лад - Петергоф. В 1714 году на высокой береговой тер- расе был заложен дворец (так называемые верхние палаты) , а за дворцом создан Верхний сад. Тогда же началось сооружение каскада фонтанов и морского канала . Система снабжения фонтанов водой в Петергофе уникаль- на . В 20 километрах от города находятся Ропшинские высоты , поднимающиеся над уровнем моря на 100 метров , на их северном склоне не бьют многочисленные ключи . В 1721 году по проекту талантливого русского инженера-гидравлика В. Туволкова был со- оружен водовод , принцип действия которого основан на законе сообщающихся сосудов . От Ропшинских высот до Петергофа проло- жили канал , вырыли пруды-водохранилища , сделали шлюзы. В по- следующие два столетия фонтанная система Петергофа совершен- ствовалась, но основной принцип ее действия остался прежним. На нижней террасе одновременно с дворцом создавался парк, получивший название Нижнего. Замысел ансамбля принадлежит Петру I , возможно , первый проект разрабатывал знаменитый архитектор А. Шлютер . Стро- ительство Верхних палат велось под руководством архитекторов Ж.-Б. Леблона, И. Ф. Браунштейна, а затем Н. Микетти. 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие царской резиденции . К этому времени сложились почти все эле- менты композиции Верхнего сада и Нижнего парка, были построены Верхние палаты (Большой дворец) , Большой каскад , дворец Мон- плезир, сооружена водоводная система фонтанов. Большой дворец , развернутый по фасаду почти на 300 мет- ров, является архитектурной доминантой центральной части пе- тергофского ансамбля. История создания Большого дворца насчи- тывает несколько этапов. Автор первоначального проекта , в ос- нове которого лежали рисунки Петра I , неизвестен . С 1714 по 1716 год работы велись под руководством И. Браунштейна. С 1716 года строительство было поручено Ж.-Б. Леблону . После смерти Леблона в 1719 году отделку внутренних помещений дворца про- должил И. Браунштейн. В середине XVIII века по проекту архитектора Ф.-Б. Рас- трелли расширили Большой Петергофский дворец (В 1747-1755 Ф.-Б. Растрелли повысил на один этаж центральный объем здания, по обе стороны от него возвел одноэтажные галереи , завершив- шиеся двумя корпусами : с запада - Гербовым , с востока - Цер- ковным.) , оформили его фасады в стиле барокко , возвели мону- ментальную ограду Верхнего сада . Дворец стал композиционным центром великолепного ансамбля , которому принесли всемирную известность фонтаны Нижнего парка. Парадные залы дворца украшает коллекция живописи , состо- ящая из 368 портретов работы П. Ротари и его учеников, 12 кар- тин Ф. Гаккерта, изображающих победу русского флота в Чесмен- ской бухте , картин Р. Пэтона , посвященных победам русского флота в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. На крутом склоне перед дворцом расположен Большой кас- кад - самое грандиозное фонтанное сооружение в мире. Здесь од- новременно бьют 64 фонтана . Большой каскад украшают бронзовые скульптуры и барельефы , посвященные победам России в Северной войне . Он создавалсь в 1715 - 1723 годах крупнейшими архитек- торами того времени - Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти, М. Г. Земцо- вым. В начале XIX века свинцовую скульптуру Большого каскада заменили бронзовой , которую выполнили талантливые скульпторы: М. Козловский, Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Ф. Гордеев, И. Мартос , Ж. Рашшет , И. Прокофьев. Бронзовые скульптуры были позолочены . Именно тогда в основном завершилось формирование облика Боль- шого каскада. В центре бассейна - знаменитая скульптурная группа "Сам- сон , разрывающий пасть льва" , символизирующая победу России над Швецией. У основания каскада - фонтаны "Волхов" и "Нева" . Они напоминают о выдающемся событии петровской эпохи - соору- жении Ладожского канала, который соединил Центральную Россию с Балтийским морем. На площади перед Большим каскадом - две галереи , так на- зываемые Воронихинские колоннады, построеные в начале XIX века по проекту А. Н. Воронихина . В 1853-1854 годах колоннады были облицованы каррарским мрамором по проекту А. Штакеншнейдера. По обе стороны бассейна расположены "Большие цветники", в центре которых стоят " Большие фантаны " или " Чаши " . В их создании принимали участие фонтанные мастера, итальянцы братья Джиованни и Джулиано Баратини и француз П. Суалем (Поэтому фонтаны в прошлом называли "Итальянским" и "Французким"). От "Больших цветников" лучами отходят четыре аллеи . От- правившись в восточном напрвлении , можно выйти к дворцу Мон- плезир, в западном - к павильону Эрмитаж. Дворец Монплезир (1714-1723 года , архитектор А. Шлютер , И. Браунштейн) - интереснейший памятник архитектуры петровско- го времени. Построенный на самом берегу залива, овеваемый мор- скими ветрами , он был символом утверждения России на берегах Балтики. Монплезир стал первой картинной галлереей в России: здесь находилась купленная Петром I большая коллекция картин гол- ландских и фламандских художников XVII - начала XVIII века. С южной стороны дворца расположен Монплезирский сад с яр- кими узорчатыми цветниками, фонтанами и скульптурой . На скре- щении аллей - фонтан "Сноп". В центре каждого из четырех цвет- ников - Фонтаны "Колокола" , созданные в 1723 году . Свинцовые статуи фонтанов в 1817 году были заменены бронзовыми, отлитыми по моделям известного скульптора И. Мартоса. От сада начинается Монплезирская аллея , где в 1884 году была установлена на гранитном пьедестале бронзовая статуя Пет- ра I работы скульптора М. Антокольского . В годы войны немцы похитили эту статую . Восстоновили ее в 1956 году по авторской модели. В восточной части парка, в районе дворца Монплезир, нахо- дится фонтаны-шутихи - "Зонтик", "Дубок" , "Елочка", созданные в XVIII веке. Монплезирская аллея приводит к площади с каскадом драко- нов ("Шахматная гора") . Каскад состоит из четырех прямоуголь- ных скатов, раскрашенных подобно шахматной доске , и двух гро- тов . Массивную дверь верхнего грота стерегут три крылатых дракона . По сторонам каскада установлены мраморные статуи итальянской работы. На площади в 1739 году сооружены два мраморных фонтана по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова , которые приняли за образец знаменитый фонтан перед собором святого Петра в Ри- ме, отсюда и название фонтанов - "Римские". Одна из пяти аллей , веером расходящихся от каскада дра- конов, приводит к фонтану "Пирамида" . Водяную пирамиду на не- большой четырехугольной площадке создают более 500 струй раз- личной высоты . Строительство фонтана началось в 1721 году по проекту Н. Микетти и завершилось в 1724 году М. Земцевым. В 1722-1724 годах по проекту архитектора И. Браунштейна при участии М. Земцова в восточной части парка была сооружена Большая каменная оранжерея. Около оранжереи расположен фруктовый сад , в центре кото- рого находится фонтан "Оранжерейный" ; в середине бассейна - скульптурная композиция "Тритон , разрывающий пасть морского чудовища" , символизирующая победу русского флота при Гангуте. Разрушенный в годы войны, фонтан был восстановлен в 1956 году, причем скульптор А. Гуржий воссоздал скульптурную группу фон- тана по рисункам Б.-К. Растрелли. Композиционным центром восточной части парка является фонтан "Адам", установленный на Марлинской аллее, пересекающей парк параллельно заливу. На этой же аллее симметрично по отно- шению к Большому каскаду находится фонтан "Ева" , являющийся центром западной части парка. Автором скульптур, выполненных в 1718 году , был мастер Д. Бонацца из Венеции. От фантана "Ева" по аллее, направленной в сторону залива, можно выйти к павильону Эрмитаж (1721-1725 годах , архитектор И. Браунштейн). Эрмитажи были широко распространены в регуляр- ных парках XVIII века . В них устраивались небольшие приемы , причем подъемные столы , приводившиеся в движение специальными механизмами, позволяли обходится без присутствия слуг . Петер- гофский Эрмитаж - первое подобное сооружение в России. Двухэтажное здание отличается хорошо найденными пропорци- ями, украшено рустами, пилястрами коринфского ордера , фронто- ном в центре фасада . Окна имеют характерную для петровского времени мелкую расстекловку. Павильон Эрмитаж окружен глубоким рвом, через который переброшен мост. В Эрмитаже экспонируются картины мастеров XVII-XVIII ве- ков , а также мебель и предметы декоративно-прикладного искус- ства. С Эрмитажем композиционно связан Львинный , или Эрмитаж- ный , каскад, построенный в 1800 году по проекту А. Н. Ворони- хина. На берегу пруда в западной части Нижнего парка находится дворец Марли - скромное двухэтажное здание с шатровой кровлей (архитектор И. Браунштейн, восстановлен в 1955 году по проекту архитектора Е. Казанской) . Он строился одновременно с Эрмита- жем. Нижний парк распланирован так , что каждому сооружению дворцового комплекса соответствуют каскады: Большому Петергоф- скому дворцу - Большой каскад , Монплезиру - каскад драконов , Эрмитажу - Львиный каскад , дворцу Марли - каскад "Золотая го- ра". Строительство Марлинского каскада (по типу каскада в ре- зиденции французкого короля - Марли) началось в 1721 году по проекту Н. Микетти, продолжено М. Земцовым и завершено в 1732 году . В оформлении ступней каскада использовались золоченные медные листы, поэтому он и получил название "золотая гора" . В 1870 году ступени каскада облицевали мрамором , а вместо свин- цовых статуй установили привезенные из Италии мраморные копии с оригиналов античных и итальянских скульпторов. Дворец Марли, расположенный на берегу прямоугольного пру- да, построен в 1721-1723 годах архитектором И. Браунштейном.