Крейсер Аврора

     Там, где от Невы берет начало Большая Невка, у Петровской
набережной находится на вечной стоянке крейсер "Аврора" . Зна-
комый каждому строгий  и  четкий силуэт корабля  стал одним из
символов Ленинграда (а затем и Санкт-Петербурга) , неотделимым
от панорамы невских берегов.                                  
     Бронепалубный  крейсер первого ранга "Аврора"  строился в
Санкт-Петербурге на казенной судоверфи "Новое Адмиралтейство".
Закладка крейсера состоялась 23 мая 1897 года . Одновременно с
"Авророй" были заложены однотипные крейсера  "Диана" и "Палла-
да". В киль будущего боевого коробля по традиции поместили се-
ребрянную  закладную доску  с изображением  на ней крейсера  с
поднятым флагом и дымящимися трубами . Закладная доска - свое-
образный документ , свидетельствующий о времени  и  месте  жи-
тельства . На ней значится : "Строитель - корабельный  инженер
старший Токаревский".                                         
     Корабль строился  по проекту  и  чертежам   конструкторов
Балтийского  судостроительного  завода . Руководил  постройкой
один из опытных  русских инженеров-кораблестроителей  Констан-
тин  Михайлович  Токаревский  (1857-1904).                    
     "Аврора" поистене детище петербургских рабочих : на Ижор-
ском заводе выплавлялась для ее корпуса, на Франко-Русском за-
воде  строили машины и паровые котлы, на Обуховском - изготов-
ляли артиллерию.                                              
     11 мая  1900 года  в торжественной обстановке , в присут-
ствии рабочих, моряков , адмиралов и генералов, многочисленных
гостей , иностранных послов  и военных атташе , оркестра и ка-
раула состоялся спуск  на воду крейсера "Аврора" . В церемонии
участвовал эскорт военных кораблей Балтийского флота . Прогре-
мел  артиллерийский салют  , и на флагштоке  и  мачтах  нового
крейсера  подняли  кормовой флаг  и  флаги  должностных  лиц .
Корабль получил имя "Аврора" (по древнеримской мифологии - бо-
гиня утренней зари) в честь парусного фрегата "Аврора" , кото-
рый отличился в боевых действиях в августе 1854 года при защи-
те Петропавловска-Камчатского  от  нападения  англо-французкой
эскадры.                                                      
     Свидетельством строительства корабля в нашем городе , его
строительным паспортом, является  доска на верхней палубе  ле-
вого борта. На ней значится: "Общество Франко-Русских заводов.
С.-Петербург. 1900 г.".                                       
     После  вооружения и заводских испытаний 1903 года крейсер
"Аврора" вошел в состав русского воено-морского флота.        
     Корпус корабля , клепанный и снаружи чеканный, изготовлен
из отечественной корабельной стали , толщина ее на бортах - 12
миллиметров , на верхней  палубе - 15  миллиметров . Подводная
часть корпуса корабля была обшита слоем тикового дерева толщи-
ной 100 миллиметров. Тик - тропическое дерево , произрастающее
в Индии , Индокитае . Благодаря своим  свойствам древесина ти-
ка издавна используется  в корабельном деле : она водоупорна и
отличается чрезвычайной стойкостью к вредителям морской среды.
Тик выделяет  смолистое вещество , которое защищает  корпус от
ражавчины . Поверх дерева подводная часть корпуса  была обшита
медными листами для  предотвращения ее обрастания. Тиковым де-
ревом покрыта и верхняя палуба.                               
     Водоизмещение ( полное ) корабля - 6731 тонна, наибольшая
длина - 126.8 метра, ширина (по миделю) -16.8 метра , осадка -
6.4 метра.                                                    
     Сердце  "Авроры" - машины  и  паровые котла ,  дающие  им
энергию . Для обеспечения  защиты  двигателей и артиллерийских
погребов  была предусмотрена  броневая палуба  толщиной  50-75
миллиметров.                                                  
     На корабле были установлены три паровые вертикальные пор-
шневые машины  тройного расширения , изготовленные  на Франко-
Русском судостроительном заводе в 1899-1902 годах . Общая мощ-
ность  трех машин - 11610  лошадинных сил . Корабль  имел  три
трехлопастных винта  диаметром 3.5 метра . Максимальное  коли-
чество оборотов  винта в минуту - 150 , что  обеспечивало ско-
рость  хода корабля  на трех  машинах до  20 узлов (37.2 кило-
метра в час) . Дальность плавания  при полном  запасе  топлива
(964 тонны угля) - 4000 миль (7400 километров) при экономичной
скорости  10 узлов. Каждую машину обслуживала трехсменная вах-
та - 18 человек . На корабле  установлено 24 водотрубных паров
котла системы  Бельвия-Долголенко , с рабочим давлением 16 ат-
мосвер. Полный запас котельной воды - 600 тонн.               
     Вооружение корабля при постройке составило:              
     главный калибр - восемь  152-миллиметровых орудий системы
КАНЭ раздельного заряжения - снаряд и заряд  образца 1891 года.
Вес  снаряда - 41.4 килограмма , вес заряда - 12.7 килограмма ,
вес орудия - 11.8 тонны , дальность  стрельбы - около  10 кило-
граммов, боевой расчет орудия - 11 человек;                    
     средний калибр - двадцать четыре 75-миллиметровых орудий ,
из которых  одна половина   располагалась на верхней палубе , а
другая - на батарейной. Вес снаряда - 4.9 килограмма, унитарный
(снаряд и заряд вместе) вес орудия - 2 тонны, дальность стрель-
бы - 7 километров;                                             
     малый калибр - восемь  37-миллиметровых  скоростных  пушек
системы Гочкиса и две 64-миллиметровые пушки  системы  Баранов-
ского на колесных лафетах , предназначенных для обеспечения вы-
садки корабельного десанта и ведения огня с катеров и шлюпок.  
     Крейсер имел три торпедных аппарата - один надводный, рас-
положенный в носовой части корабля выше ватерлинии, два подвод-
ных, траверзных, расположенных ниже ватерлинии по правому и ле-
вому бортам корабля . Наведение их на цель возможно было только
маневром корпуса корабля.                                      
     Для обеспечения боевых действий  корабля на нем были уста-
новлены  два трехметровых дальнометра системы  Барра и Струда ,
позволявшие определять дистанции  до цели на расстоянии  до  70
кабельтовых (1 кабельтов - 185.2 метра). Для поиска , обнаруже-
ния и освещения целей  в темное время суток  крейсер располагал
пржекторами.                                                   
     Защиту корпуса корабля от падения в него торпед при стоян-
ке на рейде, обеспечивали противоторпедные сети, которые подве-
шивались  на концах специальных шестов (ноков)  с помощью оття-
жек. В походах сети хранились в трюме корабля.                 
     Экипаж "Авроры" насчитывал  570 человек , из них 20 офице-
ров.                                                           
     Вооружение  корабля и технические средства со временем ме-
нялись. В 1906 году  главный калибр корабля был увеличен на два
орудия, а в 1915 году  появились  еще четыре  152-миллиметровых
орудия, установленные на верхней палубе за счет уменьшения чис-
ла 75-миллиметровых орудий.                                    
     Крейсер "Аврора" , как и ряд других кораблей , построенных
в 1900-х годах , предназначался  для усиления русского флота на
Тихом океане.                                                  
     28 февраля 1917 года  матросы "Авроры"  перешли на сторону
восставшего народа  и первыми на Балтийском флоте подняли крас-
ный флаг (флаг социал-демократов). Авроровцы активно участвова-
ли в подготовке Октябрьского вооруженного восстания.           
     В ночь с  24 на 25 октября 1917 года  крейсер, приведенный
в полную боевую готовность, встал на якорь у Николаевского мос-
та (ныне мост Лейтенанта Шмидта). Радиостанция "Авроры" переда-
ла написанное  В. И. Лениным  воззвание "К гражданам России!" ,
возвестившее миру о победе пролетарской революции . В 21 час 40
минут 25 октября  по команде комиссара А. В. Белышева  комендор
Е. П. Огнев произвел  холостой выстрел  из 6-дюймового носового
орудия , послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца - послед-
него оплота буржуазного Временного правительства.              
     В 1923 году "Аврора" стала учебным кораблем. Во время бло-
кады орудия , снятые с крейсера , вели огонь  по врагу с боевых
позиций  под Ленинградом . С 17 ноября 1948 года  прославленный
корабль стал у берега Большой Невки. С 1956 года крейсер "Авро-
ра" стала музеем.                                              
Сайт создан в системе uCoz