Там, где от Невы берет начало Большая Невка, у Петровской набережной находится на вечной стоянке крейсер "Аврора" . Зна- комый каждому строгий и четкий силуэт корабля стал одним из символов Ленинграда (а затем и Санкт-Петербурга) , неотделимым от панорамы невских берегов. Бронепалубный крейсер первого ранга "Аврора" строился в Санкт-Петербурге на казенной судоверфи "Новое Адмиралтейство". Закладка крейсера состоялась 23 мая 1897 года . Одновременно с "Авророй" были заложены однотипные крейсера "Диана" и "Палла- да". В киль будущего боевого коробля по традиции поместили се- ребрянную закладную доску с изображением на ней крейсера с поднятым флагом и дымящимися трубами . Закладная доска - свое- образный документ , свидетельствующий о времени и месте жи- тельства . На ней значится : "Строитель - корабельный инженер старший Токаревский". Корабль строился по проекту и чертежам конструкторов Балтийского судостроительного завода . Руководил постройкой один из опытных русских инженеров-кораблестроителей Констан- тин Михайлович Токаревский (1857-1904). "Аврора" поистене детище петербургских рабочих : на Ижор- ском заводе выплавлялась для ее корпуса, на Франко-Русском за- воде строили машины и паровые котлы, на Обуховском - изготов- ляли артиллерию. 11 мая 1900 года в торжественной обстановке , в присут- ствии рабочих, моряков , адмиралов и генералов, многочисленных гостей , иностранных послов и военных атташе , оркестра и ка- раула состоялся спуск на воду крейсера "Аврора" . В церемонии участвовал эскорт военных кораблей Балтийского флота . Прогре- мел артиллерийский салют , и на флагштоке и мачтах нового крейсера подняли кормовой флаг и флаги должностных лиц . Корабль получил имя "Аврора" (по древнеримской мифологии - бо- гиня утренней зари) в честь парусного фрегата "Аврора" , кото- рый отличился в боевых действиях в августе 1854 года при защи- те Петропавловска-Камчатского от нападения англо-французкой эскадры. Свидетельством строительства корабля в нашем городе , его строительным паспортом, является доска на верхней палубе ле- вого борта. На ней значится: "Общество Франко-Русских заводов. С.-Петербург. 1900 г.". После вооружения и заводских испытаний 1903 года крейсер "Аврора" вошел в состав русского воено-морского флота. Корпус корабля , клепанный и снаружи чеканный, изготовлен из отечественной корабельной стали , толщина ее на бортах - 12 миллиметров , на верхней палубе - 15 миллиметров . Подводная часть корпуса корабля была обшита слоем тикового дерева толщи- ной 100 миллиметров. Тик - тропическое дерево , произрастающее в Индии , Индокитае . Благодаря своим свойствам древесина ти- ка издавна используется в корабельном деле : она водоупорна и отличается чрезвычайной стойкостью к вредителям морской среды. Тик выделяет смолистое вещество , которое защищает корпус от ражавчины . Поверх дерева подводная часть корпуса была обшита медными листами для предотвращения ее обрастания. Тиковым де- ревом покрыта и верхняя палуба. Водоизмещение ( полное ) корабля - 6731 тонна, наибольшая длина - 126.8 метра, ширина (по миделю) -16.8 метра , осадка - 6.4 метра. Сердце "Авроры" - машины и паровые котла , дающие им энергию . Для обеспечения защиты двигателей и артиллерийских погребов была предусмотрена броневая палуба толщиной 50-75 миллиметров. На корабле были установлены три паровые вертикальные пор- шневые машины тройного расширения , изготовленные на Франко- Русском судостроительном заводе в 1899-1902 годах . Общая мощ- ность трех машин - 11610 лошадинных сил . Корабль имел три трехлопастных винта диаметром 3.5 метра . Максимальное коли- чество оборотов винта в минуту - 150 , что обеспечивало ско- рость хода корабля на трех машинах до 20 узлов (37.2 кило- метра в час) . Дальность плавания при полном запасе топлива (964 тонны угля) - 4000 миль (7400 километров) при экономичной скорости 10 узлов. Каждую машину обслуживала трехсменная вах- та - 18 человек . На корабле установлено 24 водотрубных паров котла системы Бельвия-Долголенко , с рабочим давлением 16 ат- мосвер. Полный запас котельной воды - 600 тонн. Вооружение корабля при постройке составило: главный калибр - восемь 152-миллиметровых орудий системы КАНЭ раздельного заряжения - снаряд и заряд образца 1891 года. Вес снаряда - 41.4 килограмма , вес заряда - 12.7 килограмма , вес орудия - 11.8 тонны , дальность стрельбы - около 10 кило- граммов, боевой расчет орудия - 11 человек; средний калибр - двадцать четыре 75-миллиметровых орудий , из которых одна половина располагалась на верхней палубе , а другая - на батарейной. Вес снаряда - 4.9 килограмма, унитарный (снаряд и заряд вместе) вес орудия - 2 тонны, дальность стрель- бы - 7 километров; малый калибр - восемь 37-миллиметровых скоростных пушек системы Гочкиса и две 64-миллиметровые пушки системы Баранов- ского на колесных лафетах , предназначенных для обеспечения вы- садки корабельного десанта и ведения огня с катеров и шлюпок. Крейсер имел три торпедных аппарата - один надводный, рас- положенный в носовой части корабля выше ватерлинии, два подвод- ных, траверзных, расположенных ниже ватерлинии по правому и ле- вому бортам корабля . Наведение их на цель возможно было только маневром корпуса корабля. Для обеспечения боевых действий корабля на нем были уста- новлены два трехметровых дальнометра системы Барра и Струда , позволявшие определять дистанции до цели на расстоянии до 70 кабельтовых (1 кабельтов - 185.2 метра). Для поиска , обнаруже- ния и освещения целей в темное время суток крейсер располагал пржекторами. Защиту корпуса корабля от падения в него торпед при стоян- ке на рейде, обеспечивали противоторпедные сети, которые подве- шивались на концах специальных шестов (ноков) с помощью оття- жек. В походах сети хранились в трюме корабля. Экипаж "Авроры" насчитывал 570 человек , из них 20 офице- ров. Вооружение корабля и технические средства со временем ме- нялись. В 1906 году главный калибр корабля был увеличен на два орудия, а в 1915 году появились еще четыре 152-миллиметровых орудия, установленные на верхней палубе за счет уменьшения чис- ла 75-миллиметровых орудий. Крейсер "Аврора" , как и ряд других кораблей , построенных в 1900-х годах , предназначался для усиления русского флота на Тихом океане. 28 февраля 1917 года матросы "Авроры" перешли на сторону восставшего народа и первыми на Балтийском флоте подняли крас- ный флаг (флаг социал-демократов). Авроровцы активно участвова- ли в подготовке Октябрьского вооруженного восстания. В ночь с 24 на 25 октября 1917 года крейсер, приведенный в полную боевую готовность, встал на якорь у Николаевского мос- та (ныне мост Лейтенанта Шмидта). Радиостанция "Авроры" переда- ла написанное В. И. Лениным воззвание "К гражданам России!" , возвестившее миру о победе пролетарской революции . В 21 час 40 минут 25 октября по команде комиссара А. В. Белышева комендор Е. П. Огнев произвел холостой выстрел из 6-дюймового носового орудия , послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца - послед- него оплота буржуазного Временного правительства. В 1923 году "Аврора" стала учебным кораблем. Во время бло- кады орудия , снятые с крейсера , вели огонь по врагу с боевых позиций под Ленинградом . С 17 ноября 1948 года прославленный корабль стал у берега Большой Невки. С 1956 года крейсер "Авро- ра" стала музеем.